По данным таможенного управления Китая, за три квартала 2023 года товарооборот между Россией и КНР увеличился почти на 30% по сравнению с 2022 годом и составил 176 миллиардов долларов.
Бизнес-эксперт по Китаю Анастасия Холкина рассказала, как развитие торговли влияет на логистическую инфраструктуру между двумя станами.
Торговые пути между Россией и КНР в 2023 году
Перевозчики в быстром темпе налаживают торговые линии на замену тем, которые потеряли актуальность за счет ухода компаний с российского рынка. Расширились возможности поставок из Китая за счет железнодорожных линий России и Казахстана.
В этом году резко возрос объем перевозок товаров жд-транспортом.
К октябрю 2023 года он составил 128 миллионов тонн. Для сравнения – за весь 2022 объем составил только 120 миллионов тонн. Пропускная способность путей в ближайшее время будет расти в связи с активным потоком грузов.
Продолжает развиваться поставки морским путем через китайские порты: Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Ксиганг, Циндао, Янтьянь и другие. Грузы можно доставить в порты Владивостока и Черного моря. В 2023 году транспортная компания “Fesco” запустила первую контейнерную линию, соединяющую Санкт-Петербург и Китай.
Часто грузы приходят на Дальний восток и дальше следуют по железной дороге до пункта назначения. Расширение портов и введение новых линий позволили увеличить товарооборот и снизить сроки доставки. Сейчас ведутся работы, которые должны обеспечить возможность захода больших товарных судов.
Автотранспортные перевозки осуществляются через Казахстан. Как правило, это поставки дорогостоящих товаров. Такой путь организационно сложнее, чем, например, по железной дороге, так как грузовики из Китая в Казахстан должны проходить несколько пропускных пунктов и двигаться по определенным маршрутам.
Какие товары Россия продает, а какие закупает в Китае?
Ввоз российских товаров в КНР растет преимущественно благодаря поставкам энергетических ресурсов. Однако, цены на нефть снизились с 63,3 тысячи рублей за тонну в 2022 году до 48, 6 рублей в 2023 г. Вместе с нефтью упали цены на каменный уголь, мазут и алюминий. При этом объем поставок, наоборот, увеличился.
Минеральные удобрения, напротив, подорожали. На них Россия заработала больше 42 млрд рублей.
Китай лидирует по поставкам в Россию автомобилей. В 2022 году количество ввезенных легковых машин составило около 20 тысяч на 22 млрд р., а в 2023 этот показатель увеличился до 140 тысяч на 161 млрд р. Вместе с тем выросли продажи грузового и строительного транспорта.
Сейчас Китай — ведущая страна по поставке оборудования для судостроения, оборонных заказов, металлообработки, лазерной резки и сварки. Импорт станков и товаров для станкостроения вырос почти на треть.
Немного уменьшилось количество компьютеров, с 1, 3 млн штук до 757 тысяч, но вычислительные машины выросли в цене. В два раза увеличился объем закупки электронных сигарет из Китая. КНР продолжает активно поставлять одежду, обувь, детские товары, и пластиковые игрушки по низким ценам.
Валютные ограничения на операции с Китаем
КНР не вводит санкций против России, поэтому торговля с “поднебесной” остается безопасной и стабильной. В условиях ограничений и рисков заморозки наших валютных резервов, две страны активно переходят на расчеты в национальной валюте. Сейчас это около 90% финансовых операций, которые производятся преимущественно в юанях.
Сейчас сотрудничество с Китаем для России – выгодное и перспективное направление. Учитывая географическую близость и взаимную заинтересованность двух стран, можно ожидать увеличения объема торговли и развития логистической инфраструктуры в 2024 г.